И вот что выходит: оба - великие Учителя в литературе XXвека,- и, вроде бы, оба пишут очень правильные, очень важные, главные вещи. И, кажется, в общем, об одном и том же. Но если Гессе я внутренне верю и доверяю каждому слову, то в случае с Бахом срабатывает какой-то мощный внутренний стоп-кран. Настораживает. Не пущу. Стала разбираться.
Наверное, первое, что оттолкнуло - это какие-то странные акценты. Место, посвященное в "Иллюзиях" нравственным установкам Мессии и его взгляду на мир удивительно мало по сравнению с восторженным, взахлеб, описанием его чудес, всем этим летающим гаечным ключам и чистым стеклам. И как-то очень хочется спросить: "Ребят, вы о чем вообще, это же вообще неважно!". По сравнению с Дорогой, о которой пытается рассказать автор (и видно же, что он знает, о чем говорит) эти фокусы выглядят нелепыми какими-то, а когда они разрастаются до того, что чуть не закрывают собой все остальное, это уж просто пошло, простите. И как раз они-то, чудеса, и вырисовываются (искренне надеюсь, что случайно) целью Дороги в книге. А ведь это одна из главных ошибок, на которую можно польститься.
В общем, ладно. Если эта сторона для меня хотя бы ясна и имеет четкое имхо, то другой вопрос я для себя решить пока не могу. Это, в общем-то, само отношение к Учителю. Героев Баха учат, герои Гессе пытаются идти сами. Сиддхартха уходит от Готамы чтобы найти свой Путь самому. И я, конечно, все сердцем за него. Да, могут быть люди, которые будут тебя вдохновлять, но разве кто-то может отвести тебя на твою дорогу? И разве любая мысль не безмерно глубже, разве не войдет в тебя накрепко, если ты сам - сам! - ни почувствуешь ее, ни выкристаллизуешь, ни сформулируешь, ни примешь? Остальное - как-то... ущербно, что ли?
Но потом я вспоминаю себя и Сойха. Я искала свою дорогу сама, одна, долго и мучительно, идя вслепую, без поддержки и хотя бы слабого понимания туда ли я вообще иду. Сойха толкал Фогель. Да, наверняка во многом ему было труднее, чем мне. Разговор не об этом. А о том, что сейчас каждый из нас твердо идет по своему Пути. И невольно спрашиваешь себя: если Учитель талантлив, так чем же тогда лучше мой способ?
Где ответ - не дает ответа)
Как-то так.