Сегодня я заметила в собственном преподавании для шести-семилеток забавную синусоиду пропорции отношения развлекательных моментов к элементам тренажа на уроке.
Когда они только приходят, их надо увлечь, чтобы глаза загорелись, чтобы не мама тащила ребенка на танцы, а ребенок маму. На это уходит месяц-полтора.
Через какое-то время они осваиваются, и, чувствуя свободу, начинают баловаться и могут начать относиться несерьезно. В этот момент тон урока плавно сменяется и дети потихонечку учатся работать, понимать, почему для того, чтобы танцевать, надо иногда чтобы было больно, почему многие упражнения нужно повторять по несколько раз - в общем, входят в рабочее состояние.
На это уходит еще пару месяцев. После этого периода я снова повышаю долю игры в занятии, теперь это уже не будет угрожать функциональности - дети уже научились трудиться, это уже не будет в ущерб.
А где-то через полгода-год большая часть элементов, в которых доля развлекаловки превышает долю функциональности, отпадает уже по инициативе детей. Они уже тверже понимают, что и зачем они делают и чего они хотят добиться, они без труда сосредотачивают внимание на все полтора часа, даже на предложение отдохнуть обычно можно услышать почти стройное "нет!"
Не то чтобы я специально выстраивала так уроки, заглядывала бы в календарик: "О! пришла пора включить вот это и убрать вот то...", это все идет индивидуально и часто интуитивно, просто сегодня я поняла, что пришла пора оживить уроки у моих первогодок, и, оглянувшись на предыдущие выращенные две группы, заметила эту схему.
Вообще все эти наблюдения стоит записывать. Оно полезно.
Ну и так, разбавить, покорившие меня сапоги)