Второй день я слушаю на повторе альбом "Пропавший без вести", что, видно, значит, что снова пришло время переслушивать дискографию ДДТ.
По такому случаю подумала все же написать сбивчивый пост про "Аквариум" и ДДТ, который очень давно хотела написать.

Для начала стоит сказать, что обоих я люблю нежно и трепетно, и, хотя сейчас куда больше слушаю "Аквариум", но выросла такой, какая есть, когда-то именно под "ДДТ".
Ну и сугубое имхо, конечно.

Альбом у ДДТ - существо более многослойное и цельное, чем альбом Аквариума. Поступенчатое развитие единой мысли, темы Шевчуку дается отлично. Если альбом Аквариума - это скорее сборник рассказов на тему, то почти любой альбом ДДТ - вполне себе романная форма, со всеми завязками, кульминациями, поворотами мысли и прочим. И песни в общей композиции приобретают куда большую многосмысленность.

Тексты Шевчука конечно же не менее метафоричны, но по сравнению с туманным и иногда беспредметными переливами Гребенщикова ясны едва ли не до рубленности. Он уходит от метафоры ради метафоры, парадокса ради парадокса, которыми частенько грешит БГ. Если приглядеться, он не менее сложен, но более ясен. Нет такого текста, посидев над которым, нельзя было бы в нем разобраться куда более основательно, чем на шатком и вариативном "мне кажется", на котором стоит большинство интерпретаций "Аквариума". И внутренне, к слову, весь массив дискографии Юрия Юлиановича куда как менее противоречив, чем пропасть "естественных" альбомов "Аквариума".

В этой длинной известной штуке про разнообразный русский рок читаешь: "Послушал, ничего не понял, но понял, что про родину - ДДТ". В лубочном образе ЮЮ именно над этим любят посмеяться. Не мне вообще про это говорить, у меня чувство родины очень смутное, туманное и беспредметное, и выстроено скорее на всяческой литературе (менталитет - да, конечно, и "мы росли на одних букварях", но родина - а? что?), да и, в общем, я слабо верю в невыдуманную патриотичность любого истинного выкормыша Петербурга - давайте честно, мой благословенный имеет к России довольно посредственное отношение, но тем не менее. В моих глазах Юрий Юлианович - один из немногих, кто имеет святое право говорить про родину как угодно, хоть вплоть до набивших оскомину фраз - потому что в этом он предельно искренен. Шевчуку, Высоцкому и Башлачеву - можно. Это их выстраданное, это сквозь них проросшее.

Для меня часто в Шевчуке слишком много политики, это правда. Но я не могу согласиться и с полным сознательным уходом от исторической действительности БГ.

Ну и да, как всегда главный мой критерий, как обычно, в личной оценке.
Так вышло, что с обоими я виделась и говорила в закулисной обстановке - с БГ недолго, благодаря случаю, с Шевчуком подольше, благодаря Новицкому. И второму я верю и люблю его сразу. Первому - не уверена.

Вообще БГ куда ближе к постмодерну, нельзя просто так взять и не унести ничего из сотрудничества с Курёхиным). Он играет, он никогда не серьезен целиком, и это отлично.
Для Юрия Юлиановича жизнь всерьез, до конца и по-настоящему. Я уже упоминала здесь Высоцкого и Башлачева - они одной породы. И это тоже прекрасно.

Вообще говоря, на мой взгляд, они идеально дополняют друг друга, какая-то всеохватная цельность получается, право слово.
И в обоих бесконечно много добра, любви, мудрости и света.
И равноталантливы, пожалуй.

*здесь опять должны были быть два трека соответственно, но это ж невозможно выбрать)*