Я читаю Рэдин пост и мне ужасно грустно, что я не умею это все так видеть.
Дальше, наверное, спойлеры, поэтому под кат.
И сейчас пойду со всеми вразрез, эх.
Дофига многострок про фильм и около него.
Мне было темно. Мне было ужасающе темно и беспросветно всю первую половину фильма. И половину второй.
"Нет света, способного пересилить эту тьму" - что-то вроде того говорит дух некроманта.
Я не знаю, каким светом третьей части можно все это перешибить.
Горько проплакала добрую часть фильма. В конце рыдала и была близка к истерике.
Темно по энергетике, темно даже по самим сценам (сколько светлых сцен я вспомню из всего фильма? По-настоящему - две, может. Одна бесспорная, которую люблю, когда Бильвы вылезает наверх леса, и вторая про разговор эльфийки с гномом - плюс-минус, потому что я к самой этой линии очень насторожена. Ну и еще пара сцен, в которых хотя бы день.)
Беспросветность мрака.
Мелочность и алчность всех.
Когда Трандуил начал говорить про камешки, я не выдержала и заплакала - но что, что они все делают?
Гномы, которые злы и грубы со всеми без разбору, включая тех, кто пытается им помогать. (Балин, Балин, свет очей моих, спасибо тебе, что ты все это вытягиваешь).
Эта любовная линия, привет, Голливуд, топорная, как танк - да ладно, пусть будет, но вот это - "а я щас пойду спасать того милого мальчика, потому что алала, он же такая душка" - где, где тут чувство справедливости, где всяческий героизм, где прекрасное в силе и глупости "их надо спасти, потому что каждый достоин быть спасенным от зла", как это могло было бы быть красиво и действительно трогательно и настояще. А не "я его люблю, я за ним в лес пойду". Понятно, что пойдешь, если не совсем трусливая и бездушная. Простите.
В полной мере оценила прекрасную шутку, виденную краем глаза до этого "Это не наш бой!" "Нет, наш!" "Дура, мы из другой книжки!".
Когда гномы сражались с драконом, я на это смотрела на это и думала, что не знаю, кто сейчас лучше - дракон или Торин. Ведь вся эта история - про возвращение дома, про возвращение дома своему народу, куда она теряется, я тщательно выискиваю ее везде, собираю любовно по фразам, но все это рассыпается, почему? Почему остается упрямство до смерти и алчность? Я бешено хочу увидеть во всем этом свое и не могу, не верю. Ведь было же в первой части, было, я помню. Ладно, я додумываю себе то, что может твориться у них в головах и принимаю.
Ну и по копированию сцен и ходов из "Властелина" далеко переплюнута даже первая часть.
Но речь не об этом. Бог с ними, со сценами, бог с ним, с тем, что мне трудно поверить в дом Торина. С переводом квеньи на русскую квенью с акцентом и подстреленным обоснуем.
Лютая тяжесть не от этого.
Мы знаем, что просыпается вся тьма мира. Мы видим, как она поднимается, и в одну из первых очередей должна смести с пути эту кучку странников. Понимаете, тринадцать гномов и один хоббит, которые, вообще-то идут вернуть свой дом, просто вернуть свой дом - а на других весах древняя тьма. Которая, мы знаем, чем обернется.
Когда Фродо с Сэмом шли к Ородруину, это было еще трагичнее, конечно, но там другое. Эти двое, которые знают, против чего идут. Знают, что по любому здравому размышлению не дойдут и уж тем более не вернутся обратно. Они приняли эту бесконечность тяжести, неизбежности и одиночества, и они несут ее, потому что не могут по-другому.
А эти ребята просто "попались под руку". Все эти неотвратимые погони Азога и другого чувака после него - это вообще не их история и не их война. Им и так хватает того, через что они должны пройти.
А это все просто вдавливает в землю неотвратимостью.
Но Озерный город, бог мой, какой чудесный, какой живой и настоящий Озерный город! Как я сразу чувствую его и люблю всем сердцем! Какой Бэрд. Вот уж кто настоящий, так настоящий. Как я была ему бесконечно, невероятно благодарна - за то, что он вот такой, как и должен быть. Как я люблю их, как люблю.
И беспросветный финал, в котором все плохо. Вообще. Ужасающе. И дракон летит на мой Озерный город. И понимаешь, что дальше может быть что угодно, его могут отпугнуть, да хоть убить, но погибнет куча народа. И без того измученного народа. То есть, блин.
Это ужасно.
Рожик правильно сказала - вторая часть "Властелина" тоже ведь заканчивается в беспросветности абсолютной. Но на каком подъеме.
То есть, понимаете, для меня сказки - это не про приключаться, сражаться и преодолевать. Это, во-первых, про тот самый сокровенный путь inside and up, а, во-вторых, про все это переступание себя, потому что не можешь иначе. Про то, как лезешь спасать самых страшных врагов. Про то, как идешь за край света, чтобы исправить Мироздание. Про то, как становишься больше себя. Ради нелепых - сострадания, дружбы, веры в свет и всего того подобного. Со всеми метаниями, со всей тяжестью - но делаешь все это, потому что твой мир должен быть светел, или должен не быть совсем.
А фильм почему-то совсем немножко про это в моих глазах получился, а в основном про что-то другое.
И вот еще, что я окончательно сформулировала себе.
Если это все ради любви - оно может быть только в десять тысяч раз еще более неподъемным, чтобы иметь смысл. Побежать из дома спасать раненого мальчика, в которого ты влюблена - это не подвиг. Это естественно.
Это раньше у меня в голове не укладывался поступок жен декабристов. Сейчас я думаю - ну так правильно, а иначе-то никак. Потому что если любишь, то пойдешь и в Сибирь, и за край света, и к расстрельной стенке. Выполнишь любое обещание. Сдержишь любое слово. И не потому вовсе, что ты такой крутой, а потому что мир твой перестраивается так, что это становится единственно возможным. Ты тут особенно не при чем.
Именно поэтому я не смогла действительно радоваться эльфиийке. Единственное существо, которое за две трети фильма сделало что-то хорошее за просто так, рискуя, конечно, испортило это тем, что не просто так вовсе.
Но потом появился Бэрд и все исправил.
На самом деле, я еще буду это все думать, переваривать и пойду на Хоббита второй раз, конечно.
Хотя сегодня меня в нормальное состояние духа не смогла до конца вывести даже чудесная Рожка, с которой мы потом пошли сидеть в чудное место с подоконниками. Хотя без нее было б совсем тяжко, однозначно.
Зато смогли дивные детские песенки трио "Мультики", которые мне покидал по такому случаю Аланкун.
И часы, которые никогда не ходят, которые Полиночка привезла мне из Стамбула, конечно.