Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
"Мысль автора в том, что пушкинский мир не принадлежит эстетической сфере и не витает отдельно от реальной действительности. Он один из истинных обликов единственного настоящего мира среди многих поддельных. Пушкин — здесь Непомнящий, как нам кажется, возвращает поэта в верную историческую перспективу — расстается с «философией потребления мира человеком», «узурпации вселенной». Пушкинский мир пространство света, правды, строя, вне которого нет места для надежного человеческого обитания. Этот мир неприступен как сам свет; им нельзя овладеть и распорядиться; он захватывает нас и заранее уже распорядился нами тем, что впустил нас в себя или не впустил.
На просторе этого мира поэт встречается с народом раньше чем успевают заметить исследователи патриотической и национальной тематики. Народ подобно поэту, но раньше поэта бескорыстно дал слову слыть, добровольно оставшись в молчании. Мерой этого «оглушительного молчания» (293) отмерен выношенный им язык. Своим безмолвием народ, отпустивший слово на волю, вызвал поэта, который претворяет народное безмолвие в голос. Как народ поэт чуток к свободному звучанию слова в момент, когда оно, отпущенное, полно неожиданностей, само говорит и укладывается в окончательном значении не по воле индивида, а по воле бытийной правды. В волшебной тишине поэтического мира слышно, как слово, не терпя насилия, на просторе истории в конечном счете говорит само, стряхнув «узурпаторов»(329).
В. Непомнящий показывает, как в структуре пушкинских вещей сквозит сказка. Это так, хотя едва ли дело в«изучении зрелым мастером» того, что позднее было названо поэтикой и морфологией сказки. До сказки уже был сказ языка с его широкой правдой. Прежде чудесных перипетий сказки, заранее вмещая их, расположилась «структура» самого по себе слова как славы. Поэтому «миф и слух» для Пушкина были«более реальны чем твердый и статичный факт» (435): само слово — исконный сказ и сюжет сюжетов. Сорвавшись с кончика языка, оно свободно говорит о вольном мире чуть раньше приговора судьбы.«Представь себе ее [судьбу] огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? не ты, не я, никто» (из письма Пушкина к Вяземскому). Непомнящий не поясняет загадочный контрапункт к этому месту из набросков Пушкина о народной драме: «Драматический поэт, беспристрастный как судьба…» Поэт подвластен судьбе и он же в конце концов опережает ее в своем «пламенном бесстрастии», берет ее в светлый круг слова. Зачем? чтобы дублировать ее? не нравственнее ли было бы негодовать и возмущаться? Спрашивающие так не задумываются над тем, что прежде чем стать нравственным человек должен был увидеть себя свободным."

В.В.Бибихин, "Другое начало"

Комментарии
25.08.2012 в 19:24

Номос важнее предрассудков.
Если уж причнять прекрасное... ты ведь читала Прогулки с Пушкиным, ты же не могла не читать их, правда же?
26.08.2012 в 01:41

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
мммм... Могла)
26.08.2012 в 11:27

Номос важнее предрассудков.
Сирокко..., аааы... кхм, простите.
Черт, я даже не представляю как их до тебя донести - печатная версия есть только у моей мамы, но она ее не выдает на руки надолго даже мне, мол, любимая и раритет, а на Флибусте оно еще не вычитано.
Я что-нибудь придумаю, хорошо?
Оно потрясающе живое, почему-то вспомнилось мне в духе твоих последних записей о Москве.
26.08.2012 в 11:55

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
faolchu lynn, я постараюсь найти!
Слушайте, так вы переехали, или нет?
26.08.2012 в 13:04

Номос важнее предрассудков.
Если получится, автор Абрам Терц (Андрей Синявский).
Увы нам, у нас все сорвалось на этот год.((
26.08.2012 в 13:19

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
faolchu lynn, будем искать, спасибо!

Эх. Ну, а теперь что когда?)
26.08.2012 в 13:27

Номос важнее предрассудков.
Сирокко..., что-то мне подсказывает, что теперь это до окончательного решения квартирного вопроса. А когда - это уж как случится.
26.08.2012 в 13:38

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Ну, удачи вам большой, чего уж

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail