Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Да, я безмерно люблю многоплановую, многомирную, многоголосную, пеструю, непредсказуемую литературу XX века.
Но как же тянет назад, в древность, к эпосу, к фольклору. Ко времени единого, цельного сознания и самосознания, цельного мира, логичных ответов. Или Средневековье, католическая теология, расслоение - пока еще только на два мира, плоть и дух. И эта изящная, все предусматривающая, бесспорная система, в которую так легко, как в люльку, укладывается сознание. Стройность, всеохватность, аксиома. Эта уникальная форма катехизиса - есть вопросы, и на каждый есть неоспоримый ответ.
Ясность восприятия, однозначность, давно потерянная раздробленным сознанием человечества. Ясность, о которой мы тоскуем всю жизнь, которую ищем и создаем заново, но все же никогда не примем целиком, мы дети этого нервического века с его тьмой истин, из которых ни одна - не ложь, но все противоречат друг другу.
О чем это я? Ах да, предисловие к Кромвелю, конечно.
Но как же тянет назад, в древность, к эпосу, к фольклору. Ко времени единого, цельного сознания и самосознания, цельного мира, логичных ответов. Или Средневековье, католическая теология, расслоение - пока еще только на два мира, плоть и дух. И эта изящная, все предусматривающая, бесспорная система, в которую так легко, как в люльку, укладывается сознание. Стройность, всеохватность, аксиома. Эта уникальная форма катехизиса - есть вопросы, и на каждый есть неоспоримый ответ.
Ясность восприятия, однозначность, давно потерянная раздробленным сознанием человечества. Ясность, о которой мы тоскуем всю жизнь, которую ищем и создаем заново, но все же никогда не примем целиком, мы дети этого нервического века с его тьмой истин, из которых ни одна - не ложь, но все противоречат друг другу.
О чем это я? Ах да, предисловие к Кромвелю, конечно.
Я бы чувствовал себя плохо в любом из этих вариантов. Просто потому, что меня ограничивают.
Я люблю, местами, фольклор и эпос. Но лишь как точку зрения на мир. Одну из.
По-моему, эта разноплановость прекрасна.
P.S. И, да, я ничего не могу сказать про предисловие Кромвеля. Упс.
Мне тоже нравится. И не может быть по другому, мы выросли в этом времени.
Но ты представь, это не было ограничением! Это в голову не пришло бы никому называть ограничением! Это вообще, в корне, изначально совершенно другой тип взгляда на мир.
Вот думала, с чем сравнить сейчас, и поняла, что вообще ни с чем. Параллельные прямые пересекаются, абсолютность физических законов подвергается сомнению, и вообще, может быть, весь окружающий мир - только проекция нашего сознания.
У нас нет догм, аксиом, мер истинности, у нас нет вообще ничего.
Я не говорю, что это плохо. Это так, как есть.
Но когда вникаешь в мировоззрение, которое было вообще совсем другим... Ей-богу, дух захватывает.
Хотя иногда в контексте собственных моральных метаний мне действительно тоскливо, что не на что опереться.
Предисловие Гюго к драме "Кромвель")
*кажется, это уже восьмая попытка сформулировать ответ*
Я согласен со всем, что ты написала как в посте, так и в ответе мне.
Единственно, что я пытался дополнить, что
Ясность восприятия, однозначность, давно потерянная раздробленным сознанием человечества. Ясность, о которой мы тоскуем всю жизнь, которую ищем и создаем заново, но все же никогда не примем целиком, мы дети этого нервического века с его тьмой истин, из которых ни одна - не ложь, но все противоречат друг другу.
— это прекрасно. Я очень рад, что мне довелось жить именно в такой период, а не в эпоху догматов и истин.
Что, разумеется, никак не влияет на чудесность древней литературы.
Феаринг =) А я не знаю, я там не жила. Но мне иногда без истин тяжело, если честно.
Да, пожалуй.