13:18

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Мне определенно нравится эта женщина)
Никогда не хватает терпения писать таки длинные посты =)
Редко такое говорю, но подпишусь под каждым словом)

31.01.2012 в 12:59
Пишет  счастье из сандала:

сентиментально-лингвистический пост
Меня искренне поражает то, что люди как-то умудряются договариваться друг с другом. Не с точки зрения разногласий во мнениях, а с точки зрения взаимопонимания в целом.
Во-первых, все мы по-разному воспринимаем мир. Готова спорить, что два разных человека, увидевших один и тот же эпизод, позже опишут его с ощутимыми отличиями. Акценты, детали, отношение к событию... Более того - при описании они в любом случае будут пользоваться словами. Без слов не обойтись никак, даже внутренний диалог ведётся именно с помощью лингвистических категорий, и образное мышление может их только дополнять, но никак не заменять полностью. И в словах как раз главная загвоздка. Они - главное орудие систематизации и изучения реальности. Вспомнить хотя бы банальный пример: северные народы имеют в своем арсенале до нескольких десятков отдельных названий для разных видов снега. Вы можете назвать хотя бы пятнадцать? Мокрый, мелкий, хлопьями... Мы не различаем снег не из-за того, что не видим разницы, а скорее от того, что не имеем возможности точно назвать увиденные отличия. Соответственно, язык полностью структурирует восприятие.
А вот тут начинается самое интересное. Какой образ возникает у вас, когда вы представляете стол? А у вашего соседа? А у меня? Наверняка это разные столы. И если с предметами всё довольно просто - чаще всего можно без труда понять, о чем идет речь, а на худой конец ткнуть пальцем или нарисовать. А что делать, например, со словом "честность"? Одинаковые ли представления о этой самой честности у вас и вашего собеседника? И что же вы при этом от него хотите? Можно, конечно, для начала выяснить, что каждый из вас имеет в виду, но это приведет к бесконечной цепочке значений слов, которые предстоит выяснить.
Если по-хорошему, то об этом должна быть моя курсовая с гордым рабочим названием "проблема коммуникации". Одна из подруг, помнится, в шутку посоветовала написать о водопроводе - будет соответствовать названию.

Далее - лирическое отступление. С честностью, может быть, всё не так плохо - представления о ней у большинства совпадают, плюс-минус десять попугаев.
Самое загадочное выражение для меня - это слова "я тебя люблю". Особенно когда они произносятся в паре, состоящей в отношениях. Каждый, черт возьми, абсолютно каждый вкладывает в эти слова что-то свое: "я готов(а) ради тебя на всё", "я хочу, чтобы ты был(а) полностью в моём подчинении", "я мечтаю о свадьбе и детях" - бесконечный список.
Это абсолютно пустая фраза. Обесцененная.
Лично у меня в памяти хранится набор услышанных мной признаний, которые произносятся гораздо реже, чем признания в любви, но стоят в разы дороже.

к слову, вопрос восприятия - спорный, и я была бы рада его обсудить.

URL записи

@темы: VII свое - чужое

Комментарии
31.01.2012 в 13:24

everybody needs a reason why they run
неожиданно. благодарю))
31.01.2012 в 13:28

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
счастье из сандала, да это тебе спасибо, я бы вряд ли когда-нибудь взялась формулировать)
31.01.2012 в 13:29

в черноземье заозерья в человеке рос сорняк
ага, не так давно думала на эту тему. тоже полностью согласна с постом, пожалуй.))
31.01.2012 в 13:31

Ну, если есть такое, э-э-э, существо, которое может воспринимать мир только через язык - да, для него сложновато это всё.
Остальные пользуются тысячами дополнительных средств восприятия и подсказок, слушают свою интуицию, по мере общения составляют образы мышления партнёра или просто собеседника, учатся предсказывать его реакции и поведение - это всё просто, нормальные мозги делают это на подсознательном уровне.
Алсо выяснение цепочки слов и понятий далеко не такое бесконечное, каким кажется.
Алсо если человек, как говорится, в состоянии объяснить, почему он любит, а не пытаться вложить все свои чувства в "я тебя люблю" в безумной надежде, что его каким-то макаром поймут - он не любит.
31.01.2012 в 13:47

LLAP
wolfsnow wolfdrummer, +1, особенно про любовь.
смотря как и кому говорить, мне думается, что это должно пониматься на чувственном уровне, а не словами. не говоря уж о том, что это обычно понимается вообще без слов.
31.01.2012 в 13:48

everybody needs a reason why they run
wolfsnow wolfdrummer, собственно, пост касается вербального общения "сферического в вакууме", и то, что Вы пишете - грубо говоря, это можно свести к "хорошо, что помимо языка человеку доступны и другие способы общения" - является одним из выводов)

Насчет любви - я имела в виду не объяснение причин именно любви, а вообще другие способы сказать, что человек нужен, важен, дорог и прочее.
31.01.2012 в 13:53

"Yes, Virginia."
а мне нравится и говорить о своей любви и даже с объяснениями, и делать свою любовь поступками, и так далее, и так далее. почему нет. )
31.01.2012 в 13:59

everybody needs a reason why they run
Heavy Rain, это распространенное "любят не за что-то, любят просто так". По-моему, каждый говорит об этом так, как хочется ему))
31.01.2012 в 14:01

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Я даже не знаю, как отвечать на комментарии, которые, имхо, не только полностью согласовываются с текстом поста, но даже совершенно не противоречат друг другу)

Могу объяснить, почему я их так вижу разве что, да и то не уверена)
31.01.2012 в 14:03

everybody needs a reason why they run
Сирокко..., тут спор только насчет любви, по-моему.
Остальное всё и правда согласуется.)
31.01.2012 в 14:06

"Yes, Virginia."
счастье из сандала, По-моему, каждый говорит об этом так, как хочется ему))
это разумеется.
просто я не вижу противоречия в том, чтобы озвучивать— какая разница, когда любишь и делаешь для любви.
31.01.2012 в 14:08

LLAP
да не, с любовью тоже совпадает - все правда вкладывают разное. но от интонаций и прочего становится ясно, что человек имел ввиду.
а вот "я готов ради тебя на все" это чистейшая болтология же, я бы точно не хотела услышать такое. ты делай, раз готов, а так...
31.01.2012 в 14:11

"Yes, Virginia."
нет тут никакого спора. просто чинная беседа. ))
а, вот ещё подумал. просто мне лично это «не говорю "я тебя люблю"» обычно напоминает принципиальное «я не смотрю телевизор».
смешно же. потому что к чему тут и зачем вообще какая бы то ни было принципальность.

впрочем, у меня в жизни был период, когда слова «я люблю тебя» из меня не лезли по ряду почти физических причин. а теперь ничего, не без удовольствия, с последующей расшифровкой, что я имею в виду. )))
31.01.2012 в 14:12

Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
счастье из сандала, а, цитата про "пустую фразу")

Ну, я тоже и согласна и не согласна. Я сама часто говорю "я тебя люблю", особенно друзьям, и здорово это слышать, но опять же - с близкими людьми, которые, как мне кажется, хотя бы немного представляют, что для меня скрывается за этими словами, и наоборот. В смысле, я хоть чуть-чуть понимаю и чувствую, что скрывается за этими словами лично для них.
И да, есть куда более ценные и более важные слова.

И еще ужасно выхолощенные слова вроде "я тебя люблю", "буду скучать", "спасибо" и пр. очень трудно снова наполнять смыслами, гораздо труднее, чем более редкие конструкции.

В общем, мне уже надоело формулировать)
31.01.2012 в 14:17

счастье из сандала, ну, если пост касается вербального в сферическом вакууме, то не стоит перетягивать выводы из сферического вакуума на реальную жизнь.
31.01.2012 в 15:16

everybody needs a reason why they run
wolfsnow wolfdrummer, я, может, туплю, но где оно перетянуто?
31.01.2012 в 16:09

Прочитал вас в избранном избранного.
Да, с одной стороны - сложно.
С другой стороны если смотреть не только на трудности, а на то, сколько сделано для достижения взаимопонимания, то становится все не таким грустным.
Про невербальные способы общения уже было выше сказано. + по поводу любви всегда, ИМХО, в таких случаях надо уточнять, что конкретно имеется в виду. Если человек не может объяснить, а отношения достаточно серьезные (причем не обязательно романтического характера), то ничто не мешает попросить подумать над тем, что именно он вкладывает и пояснить вам. Я со своей стороны обычно стараюсь именно так делать.
И в целом когда о чем-то заходит речь, в отношении чего важно добиться взаимопонимания или важно, чтобы тебя поняли - можно пояснять, приводить примеры, что именно ты имеешь в виду. Именно поэтому я и пишу на дайриках посты по 20 тысяч знаков на темы, которые мне важны + всегда стараюсь писать как можно более понятно + отвечать на вопросы и комментарии.
31.01.2012 в 16:52

"Yes, Virginia."
какие мы все зануды чудесные. )

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail