Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Слово, которое я пыталась вспомнить - контаминация.
Я естественно считаю, что преподавание литературы в школе необходимо.
Но все же этим преподаванием литература убивается. Совершенно равно как и тиражированностью, цитируемостью и прочим. Нереально тяжело снимать догматизированную замыленность глаза. В случае какого-нибудь "Преступления и наказания"- уже вообще невозможно. Как бы я ни обожала его, сколько бы раз не перечитывала, и да, каждый раз по-разному, но все эти общие места суждений сидят в голове уже так прочно, что не выгнать, и это сковывает интерпретацию. Ужасно сковывает.
Это я к чему. Просто контраст дичайший. Вот я взяла песню копаться. Песню, про которую я никогда ничего ни от кого не слышала, которая вообще была вот только что написана. Вряд ли эта песня так уж феерически гениальна.
Но.
То, что творится у меня сейчас в голове, по масштабам, пожалуй, сопоставимо с творившимся там, скажем, после первого прочтения в авторском порядке глав трех "Игры в классики" Кортасара. Про которого я, заметим, на тот момент тоже толком ничего не слышала.
Потому что первичная энергия понимания от сцепления смыслов - самостоятельного и впервые - она вообще ни с чем не сравнима. Я вот сейчас серьезно. Я не знаю более мощного переживания.
Простите, мне надо хоть от кого-то количества слов и образов в моей голове сейчас избавляться.
Я естественно считаю, что преподавание литературы в школе необходимо.
Но все же этим преподаванием литература убивается. Совершенно равно как и тиражированностью, цитируемостью и прочим. Нереально тяжело снимать догматизированную замыленность глаза. В случае какого-нибудь "Преступления и наказания"- уже вообще невозможно. Как бы я ни обожала его, сколько бы раз не перечитывала, и да, каждый раз по-разному, но все эти общие места суждений сидят в голове уже так прочно, что не выгнать, и это сковывает интерпретацию. Ужасно сковывает.
Это я к чему. Просто контраст дичайший. Вот я взяла песню копаться. Песню, про которую я никогда ничего ни от кого не слышала, которая вообще была вот только что написана. Вряд ли эта песня так уж феерически гениальна.
Но.
То, что творится у меня сейчас в голове, по масштабам, пожалуй, сопоставимо с творившимся там, скажем, после первого прочтения в авторском порядке глав трех "Игры в классики" Кортасара. Про которого я, заметим, на тот момент тоже толком ничего не слышала.
Потому что первичная энергия понимания от сцепления смыслов - самостоятельного и впервые - она вообще ни с чем не сравнима. Я вот сейчас серьезно. Я не знаю более мощного переживания.
Простите, мне надо хоть от кого-то количества слов и образов в моей голове сейчас избавляться.
Согласна целиком и полностью.
но откуда-то же им надо взяться, пониманию и внутренней потребности?
школьное обучение всё-таки не просто так придумали, как базу хотя бы. хотя с ним, как и с родителями, кому как повезёт.
Ты что конкретно имел в виду?
космос ведь круче хаоса? по крайней мере на мой вкус так точно. )
это я всего-навсего про то, что в идеале мама-папа и педагоги закладывают в дитятю фундамент из того, «что такое хорошо и что такое плохо», потому что самостоятельно дитяте эту базу наработать довольно сложно.
дальше это всё, разумеется, раскручивается и обрастает постепенно деталями.
но то в идеале, а там уж кому как повезло. у меня, например, была замечательная учительница литературы. как следствие, никакого замыленного восприятия «Преступления и наказания».
это у меня просто глаз задёргался от того, что я в посте увидел как мне показалось намёк на то, что уроки литературы не нужны. )
Я естественно считаю, что преподавание литературы в школе необходимо. - специально ж написала))
Что такое хорошо и что такое плохо. И даже это только на очень условном уровне. И только на личном примере. Никогда ни одна догма не будет влиять на восприятие, если человек не готов воспринимать. Склонность к анализу прочитанного в школе вообще редко встречается... Поэтому деткам облегчают задачу, озвучивая мнение, чтобы сочинения и обсуждения шли в заданном русле.
В театральном кружке мне повезло... У нас был преподаватель речи, который не давал рамок вообще. У него было одно требование: почувствуйте душой то, что вы говорите.
так я потому и говорю, что от учителя зависит: заинтересует он этим или нет. или хотя бы на худой конец предложит каноническое, но не самое плохое видение предмета.
всё равно позже перечитываешь некоторые вещи и обалдеваешь от того, что именно до тебя спустя время доходит, какие новые форточки открываются. мы ещё в этом ключе говорили о необходимости преподавания литературы пусть даже хотя бы на уровне туповбивания в башку, что без должного жизненного опыта того же Раскольникова (не говоря уж о Мышкине, например) понять просто в полной мере невозможно.
так что, всё потом, потом. а пока...
но если невозможно понять, так и не преподавать что ли, так получается.
короче, возможно я не слишком понятно объясняю. но я честно старался. )))
Единственное - что - ну, лично у меня где-то с второй половины средней школы хорошо-плохо выводилось на уровне анализа ну и вообще головы.
Про все человечество ничего не скажу)
"и от учителя тоже" - будет более точной формулировкой, я полагаю.
Поняла тебя.
ну ты сравнила. себя и среднестатистического школьника. )
И вообще, откуда берется это"среднестатистическое? Вот я не знаю, что творится в голове у людей, которые сидят на уроке литературы. И никогда не узнаю. Так что говорить ни за кого, кроме как за себя, не могу) Судить - тем более)
Есть у меня мнение... Исключительно ИМХО. На литературе в школе детей учать выражать свои мысли более-менее грамотным языком, а если мыслей нет - вот, пожалуйста, есть клише, но написать/рассказать нужно самостоятельно. И еще - дают список книг, которые неплохо бы потом почитать. Если бы не уроки литературы, а навряд ли когда-нибудь добралась до Рабле и Апостола Петра)
очень согласен. не упомянул только потому, что у нас желающих выражать свои мысли всё-таки было негусто. )
Потому что первичная энергия понимания от сцепления смыслов - самостоятельного и впервые - она вообще ни с чем не сравнима. Я вот сейчас серьезно. Я не знаю более мощного переживания.
ППКС. До сих пор помню свои переживания от прочтения и самостоятельного осмысления стихов Мандельштама. Это ни с чем не сравнимо. Ровно как и унылое "А теперь расскажите нам, что там говорил Белинский относительно ...". Ничего не хочу плохого сказать о моих учителях русского/литературы - все они были замечательные люди. Но...