Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Отец меня все-таки уломал посмотреть его. Типа, шедевр, классика и вообще просто стыдно жить не смотревши.
Давайте я сначала про книгу расскажу, ладно? А то у меня что-то руки не дошли когда я ее только прочитала.
Мне говорили, что она тяжелая. Если честно, я так и не поняла, почему. Мне гораздо труднее было читать Гессе, или "Игру в классики", или местами Сартра - потому что здесь приходится прикладывать огромные усилия, чтобы понять мысль до самых глубин, прочувствовать ее, прожить, перевернуться изнутри и снова начать тяжелую перекройку себя, снова ловить ушедший из-под ног мир. Здесь предложения и абзацы перечитывались раз за разом, пока не откроются до конца, до остова, до сути.
А здесь? Атмосфера клиники, людские трагедии? Да, возможно, но ведь это то, что мне знакомо, это те кролики, которых я изо дня в день вижу на эскалаторах и в офисах, людей с потухшими глазами, безвольно висящими на невидимых катетерах. Я вижу этих медсестер и этих санитаров. Я живу среди них, я живу в том же сумасшедшем доме, разве что с расширенной клиентурой и большим количеством укромных комнаток.
Но это не значит, что книга не понравилась. Просто мне не было тяжело ее читать, и только. Но здесь цепляет совсем другое.
Я уже упоминала атмосферу. Так вот она удалась Кизи блестяще. Тягучая, белесая, как тот туман, она окутывала каждое слово, плескалась в зрачках каждого героя. Она была еще одним действующим лицом, пожалуй, даже более материальным, чем люди. Она в моем сознании превращала клинику в какое-то сюрреалистическое пространство, искажая его по своей прихоти.
Великолепно прописан и прожит процесс осознания героев. Изменения самого их нутра, понемногу приходящего с пониманием. Каждый поймет свое. Каждый станет своей правдой. И получит свою меру - если только сможет ее вынести. Вынести себя.
Конец восхитителен своим светом и кристальностью. Все-таки, так или иначе, все было не зря. Да, не всем. Да, через смерти. Да, с непобежденным "злом". Но это - лучшее, что могло действительно случиться.
Ну, и, наконец, цитата, которая меня поразила. Может, вам она и покажется довольно заурядной, но она здорово покорежила мое понимание многих вещей.
В общем, от книги я была в восторге.
Теперь фильм. Я не буду спорить, он наверняк гениален, шедеврален и бла-бла-бла, но я с трудом его досмотрела. Да, актеры играют отлично. Да, сюжет великолепно переработан. Да, режиссура - высший пилотаж. Да, поставить такую книгу - это что-то на грани фантастики.
Но не могу ничего поделать - меня раздражал каждый кадр, каждая реплика, каждая сцена. Я не могла заткнуть мысленные сравнения с книгой, и тут фильм моментально блек и растворялся. Потому что потерянное неимоверно. В глубине подоплеки, в размышлениях, в той же атмосфере... Да куда ни посмотри.
Я отдаю себе отчет, что лучше сделать почти нереально. Но я не вижу для себя смысла в фильме, который не только не может открыть, показать и дать почувствовать больше, чем может это книга, но даже упускает львиную долю из уже прописанного. И даже часовая дискуссия с отцом на эту тему после просмотра меня не убедила.
Давайте я сначала про книгу расскажу, ладно? А то у меня что-то руки не дошли когда я ее только прочитала.
Мне говорили, что она тяжелая. Если честно, я так и не поняла, почему. Мне гораздо труднее было читать Гессе, или "Игру в классики", или местами Сартра - потому что здесь приходится прикладывать огромные усилия, чтобы понять мысль до самых глубин, прочувствовать ее, прожить, перевернуться изнутри и снова начать тяжелую перекройку себя, снова ловить ушедший из-под ног мир. Здесь предложения и абзацы перечитывались раз за разом, пока не откроются до конца, до остова, до сути.
А здесь? Атмосфера клиники, людские трагедии? Да, возможно, но ведь это то, что мне знакомо, это те кролики, которых я изо дня в день вижу на эскалаторах и в офисах, людей с потухшими глазами, безвольно висящими на невидимых катетерах. Я вижу этих медсестер и этих санитаров. Я живу среди них, я живу в том же сумасшедшем доме, разве что с расширенной клиентурой и большим количеством укромных комнаток.
Но это не значит, что книга не понравилась. Просто мне не было тяжело ее читать, и только. Но здесь цепляет совсем другое.
Я уже упоминала атмосферу. Так вот она удалась Кизи блестяще. Тягучая, белесая, как тот туман, она окутывала каждое слово, плескалась в зрачках каждого героя. Она была еще одним действующим лицом, пожалуй, даже более материальным, чем люди. Она в моем сознании превращала клинику в какое-то сюрреалистическое пространство, искажая его по своей прихоти.
Великолепно прописан и прожит процесс осознания героев. Изменения самого их нутра, понемногу приходящего с пониманием. Каждый поймет свое. Каждый станет своей правдой. И получит свою меру - если только сможет ее вынести. Вынести себя.
Конец восхитителен своим светом и кристальностью. Все-таки, так или иначе, все было не зря. Да, не всем. Да, через смерти. Да, с непобежденным "злом". Но это - лучшее, что могло действительно случиться.
Ну, и, наконец, цитата, которая меня поразила. Может, вам она и покажется довольно заурядной, но она здорово покорежила мое понимание многих вещей.
В общем, от книги я была в восторге.
Теперь фильм. Я не буду спорить, он наверняк гениален, шедеврален и бла-бла-бла, но я с трудом его досмотрела. Да, актеры играют отлично. Да, сюжет великолепно переработан. Да, режиссура - высший пилотаж. Да, поставить такую книгу - это что-то на грани фантастики.
Но не могу ничего поделать - меня раздражал каждый кадр, каждая реплика, каждая сцена. Я не могла заткнуть мысленные сравнения с книгой, и тут фильм моментально блек и растворялся. Потому что потерянное неимоверно. В глубине подоплеки, в размышлениях, в той же атмосфере... Да куда ни посмотри.
Я отдаю себе отчет, что лучше сделать почти нереально. Но я не вижу для себя смысла в фильме, который не только не может открыть, показать и дать почувствовать больше, чем может это книга, но даже упускает львиную долю из уже прописанного. И даже часовая дискуссия с отцом на эту тему после просмотра меня не убедила.
А началось с чудесной рецензии в одном журнале, после нее и захочелось прочитать. Звучала она примерно так:
"Мир - это большой сумасшедший дом. Мы все - послушные психи. Мы боимся Старшей Сестры и никогда никуда не сбежим, потому что мы здесь по собственному желанию. А потом среди нас появится другой человек. Кен Кизи. Или Рендл Макмерфи. Какое значение имеет имя? Он будет смеяться, петь в ванной, любить женщин и делать то, что хочется, а не то, что положено по расписанию. А потом ему сделают операцию, после которой человек превращается в овощ. Но Старшей Сестре это уже ничего не даст. Мы все равно разобьем это чертово окно и уйдем. То есть закроем книгу, и начнем жить по-новому".